(Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей. Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит.
29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси.
Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ.
После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате, в подворье рус. Пантелеимонова мон-ря (см. Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне). Правомерно сохранил за собой прежний титул, поскольку поставление на Кишинёвскую кафедру епископа румын. Синодом было канонически незаконным. 15 окт. 1920 г. Временным высшим церковным управлением юго-востока России (ВВЦУ) А. был назначен на правах епархиального архиерея управляющим рус. правосл. приходами К-польского округа. ВВЦУ также поручило А. обсудить с местоблюстителем К-польского Патриаршего Престола митр. Прусийским Дорофеем буд. церковно-правовой статус рус. эмиграции на территории К-польской Патриархии. 22 нояб. 1920 г. А. был включен в состав ВВЦУ, заседания к-рого проходили в К-поле, и избран заместителем митр. Антония (Храповицкого). 2 дек. 1920 г. грамотой К-польской Патриархии А. в числе неск. рус. архиереев получил разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную церковную комиссию (эпитропию) под высшим управлением Вселенской Патриархии» (К делу о Всезаграничном высшем церковном управлении); комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). Решением ВВЦУЗ от 13 апр. 1921 г. А. был послан в Иерусалим, где окормлял Русскую духовную миссию, 24 апр. 1922 г. избран председателем Русского комитета в Турции.
А. являлся одним из зам. председателя «Общего собрания представителей Русской заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский всезаграничный церковный Собор (проходил с 21 нояб. по 2 дек. 1921 в г. Сремски-Карловци, Сербия). А. возглавил на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела 30 нояб. 1921 г. выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего дома Романовых. Вместе с 34 членами Собора А. сделал письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством отдела «Духовного возрождения России» постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного Собора не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 50). Собор также образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из Наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 г. свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в к-ром участвовал А., подчинился этому указу и 13 сент. 1922 г. распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 г. до конца своей жизни А. состоял в юрисдикции этого Синода.
В 1923 г. А. выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в К-поле Совещании правосл. Церквей, к-рое оказалось под влиянием обновленчества. В 1924 г. К-польская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу рус. архиереев, к-рые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению рус. паствы. Результатом стало запрещение в служении неск. русских архиереев, в т. ч. А., к-рый был вынужден покинуть К-поль. В 1924-1935 гг. А. наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине.
В отличие от позднейшей офиц. позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» Патриарха Тихона 1925 г. подложным, А. в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика... отвечающая направлению мысли и действий Патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти, как попущенной волей Божией... Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (Письмо кн. Г. Н. Трубецкому. С. 229). О Патриаршем Местоблюстителе сщмч. митр. Петре (Полянском) А. писал 24 мая 1925 г., что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший... Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» (Там же).
10 сент. 1934 г. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митр. Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 г. о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая А. и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись А. 16 окт.- 7 нояб. 1935 г. Архиерейский Собор утвердил «Временное положение», к-рым были образованы автономные регионы для рус. церковного зарубежья, в т. ч. Балканский окр. во главе с А. 31 окт.- 18 нояб. 1935 г. А. принимал участие в совещании под председательством Сербского Патриарха Варнавы (Росича) по объединению РПЦ за границей. В 1935 г. Патриархом Варнавой А. был возведен в сан митрополита. 10 авг. 1936 г., после кончины митр. Антония (Храповицкого), А. как старейший по хиротонии архиерей и первый зам. почившего был избран первоиерархом РПЦЗ, председателем Архиерейских Собора и Синода.
В авг. 1938 г. под председательством А. в Сремски-Карловци состоялся II Всезарубежный церковный Собор. Помимо проч. решений Собор осудил переход митр. Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию К-польского Патриарха, а К-польскую Патриархию - за захват рус. приходов в Зап. Европе. Собор осудил гонения на Церковь в СССР, а также высказался в защиту правосл. Церкви в Польше.
12 июня 1938 г. А. обратился к герм. правительству, возглавляемому А. Гитлером, с благодарственным письмом по поводу закона об имуществе РПЦЗ в Германии и ассигнования средств на строительство правосл. собора в Берлине. В послании среди проч. А. писал: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду» (Церк. жизнь. 1938. № 5/6. С. 96). С нападением гитлеровской Германии на Советский Союз часть эмигрантов связывала надежду на крушение большевизма. А. воздерживался от прямых заявлений в поддержку Германии, но в пасхальном послании 1942 г. он, касаясь положения рус. народа на занятых гитлеровскими войсками территориях, писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего» (Церк. жизнь. 1942. № 4. С. 51).
В 1942 г. А. запретил в священнослужении архиеп. РПЦЗ Ермогена (Максимова), к-рый возглавил Хорватскую Православную Церковь (раскольническая структура, выделившаяся из Сербской Православной Церкви), поддерживавшую усташское правительство Анте Павелича в Хорватии.
После того как 11 сент. 1943 г. митр. Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси, в Вене 21 окт. 1943 г. состоялось Совещание 8 епископов во главе с А., к-рое объявило незаконным и недействительным избрание Первосвятителя. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратившийся к клиру РПЦЗ с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, также не был признан Синодом РПЦЗ. На том же Совещании была принята резолюция, в к-рой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения Родины от большевистско-коммунистического ига».
В сент. 1944 г. А. вместе с др. архиереями и канцелярией Синода РПЦЗ переехал в Карлови-Вари, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в мае 1946 г. в Мюнхене, распавшийся в годы войны Синод был воссоздан, чему способствовало присоединение к РПЦЗ значительной группы архиереев, выехавших из СССР. Воссозданный в Мюнхене Синод возглавлял по-прежнему А. В нояб. 1950 г. Синод РПЦЗ переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США), где с 1951 г. проживал и А. В кон. 40-х гг. XX в. наиболее влиятельными лицами в окружении А. стали протопр. М. Польский и гр. Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий), враждебно относившийся к РПЦ. В завещании 1957 г. А. писал: «Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже просто бытового общения». В 50-х гг. ввиду преклонного возраста А. постепенно отходил от дел. В 1964 г. по инициативе А. был созван Архиерейский Собор РПЦЗ для избрания нового первоиерарха. Сам А. 27 мая 1964 г. ушел на покой, сохранив за собой почетное председательство в Синоде. А., согласно завещанию, погребен в джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре.