Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАСТАСИЙ
2, С. 237-239 опубликовано: 27 октября 2008г.


АНАСТАСИЙ

(Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей. Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит.

Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский
Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский

Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский

29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси.

Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ.

После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате, в подворье рус. Пантелеимонова мон-ря (см. Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне). Правомерно сохранил за собой прежний титул, поскольку поставление на Кишинёвскую кафедру епископа румын. Синодом было канонически незаконным. 15 окт. 1920 г. Временным высшим церковным управлением юго-востока России (ВВЦУ) А. был назначен на правах епархиального архиерея управляющим рус. правосл. приходами К-польского округа. ВВЦУ также поручило А. обсудить с местоблюстителем К-польского Патриаршего Престола митр. Прусийским Дорофеем буд. церковно-правовой статус рус. эмиграции на территории К-польской Патриархии. 22 нояб. 1920 г. А. был включен в состав ВВЦУ, заседания к-рого проходили в К-поле, и избран заместителем митр. Антония (Храповицкого). 2 дек. 1920 г. грамотой К-польской Патриархии А. в числе неск. рус. архиереев получил разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную церковную комиссию (эпитропию) под высшим управлением Вселенской Патриархии» (К делу о Всезаграничном высшем церковном управлении); комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). Решением ВВЦУЗ от 13 апр. 1921 г. А. был послан в Иерусалим, где окормлял Русскую духовную миссию, 24 апр. 1922 г. избран председателем Русского комитета в Турции.

А. являлся одним из зам. председателя «Общего собрания представителей Русской заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский всезаграничный церковный Собор (проходил с 21 нояб. по 2 дек. 1921 в г. Сремски-Карловци, Сербия). А. возглавил на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела 30 нояб. 1921 г. выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего дома Романовых. Вместе с 34 членами Собора А. сделал письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством отдела «Духовного возрождения России» постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного Собора не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 50). Собор также образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из Наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 г. свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в к-ром участвовал А., подчинился этому указу и 13 сент. 1922 г. распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 г. до конца своей жизни А. состоял в юрисдикции этого Синода.

В 1923 г. А. выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в К-поле Совещании правосл. Церквей, к-рое оказалось под влиянием обновленчества. В 1924 г. К-польская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу рус. архиереев, к-рые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению рус. паствы. Результатом стало запрещение в служении неск. русских архиереев, в т. ч. А., к-рый был вынужден покинуть К-поль. В 1924-1935 гг. А. наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине.

В отличие от позднейшей офиц. позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» Патриарха Тихона 1925 г. подложным, А. в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика... отвечающая направлению мысли и действий Патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти, как попущенной волей Божией... Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (Письмо кн. Г. Н. Трубецкому. С. 229). О Патриаршем Местоблюстителе сщмч. митр. Петре (Полянском) А. писал 24 мая 1925 г., что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший... Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» (Там же).

10 сент. 1934 г. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митр. Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 г. о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая А. и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись А. 16 окт.- 7 нояб. 1935 г. Архиерейский Собор утвердил «Временное положение», к-рым были образованы автономные регионы для рус. церковного зарубежья, в т. ч. Балканский окр. во главе с А. 31 окт.- 18 нояб. 1935 г. А. принимал участие в совещании под председательством Сербского Патриарха Варнавы (Росича) по объединению РПЦ за границей. В 1935 г. Патриархом Варнавой А. был возведен в сан митрополита. 10 авг. 1936 г., после кончины митр. Антония (Храповицкого), А. как старейший по хиротонии архиерей и первый зам. почившего был избран первоиерархом РПЦЗ, председателем Архиерейских Собора и Синода.

В авг. 1938 г. под председательством А. в Сремски-Карловци состоялся II Всезарубежный церковный Собор. Помимо проч. решений Собор осудил переход митр. Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию К-польского Патриарха, а К-польскую Патриархию - за захват рус. приходов в Зап. Европе. Собор осудил гонения на Церковь в СССР, а также высказался в защиту правосл. Церкви в Польше.

12 июня 1938 г. А. обратился к герм. правительству, возглавляемому А. Гитлером, с благодарственным письмом по поводу закона об имуществе РПЦЗ в Германии и ассигнования средств на строительство правосл. собора в Берлине. В послании среди проч. А. писал: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду» (Церк. жизнь. 1938. № 5/6. С. 96). С нападением гитлеровской Германии на Советский Союз часть эмигрантов связывала надежду на крушение большевизма. А. воздерживался от прямых заявлений в поддержку Германии, но в пасхальном послании 1942 г. он, касаясь положения рус. народа на занятых гитлеровскими войсками территориях, писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего» (Церк. жизнь. 1942. № 4. С. 51).

В 1942 г. А. запретил в священнослужении архиеп. РПЦЗ Ермогена (Максимова), к-рый возглавил Хорватскую Православную Церковь (раскольническая структура, выделившаяся из Сербской Православной Церкви), поддерживавшую усташское правительство Анте Павелича в Хорватии.

После того как 11 сент. 1943 г. митр. Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси, в Вене 21 окт. 1943 г. состоялось Совещание 8 епископов во главе с А., к-рое объявило незаконным и недействительным избрание Первосвятителя. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратившийся к клиру РПЦЗ с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, также не был признан Синодом РПЦЗ. На том же Совещании была принята резолюция, в к-рой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения Родины от большевистско-коммунистического ига».

В сент. 1944 г. А. вместе с др. архиереями и канцелярией Синода РПЦЗ переехал в Карлови-Вари, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в мае 1946 г. в Мюнхене, распавшийся в годы войны Синод был воссоздан, чему способствовало присоединение к РПЦЗ значительной группы архиереев, выехавших из СССР. Воссозданный в Мюнхене Синод возглавлял по-прежнему А. В нояб. 1950 г. Синод РПЦЗ переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США), где с 1951 г. проживал и А. В кон. 40-х гг. XX в. наиболее влиятельными лицами в окружении А. стали протопр. М. Польский и гр. Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий), враждебно относившийся к РПЦ. В завещании 1957 г. А. писал: «Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже просто бытового общения». В 50-х гг. ввиду преклонного возраста А. постепенно отходил от дел. В 1964 г. по инициативе А. был созван Архиерейский Собор РПЦЗ для избрания нового первоиерарха. Сам А. 27 мая 1964 г. ушел на покой, сохранив за собой почетное председательство в Синоде. А., согласно завещанию, погребен в джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре.

Ист.: К делу о Всезаграничном высшем русском церковном управлении (следствие над архиеп. Анастасием, Александром и др.): Док-ты. К-поль, 1924; Деяния Второго всезаграничного Собора. Сремски Карловцы, 1938. С. 27-28; Письмо кн. С. А. Гагарина митр. Анастасию // Ежегодник Православной Церкви в Америке. 1976. Вып. 2. С. 105-109.
Соч.: Священной памяти Вел. кнг. Елизаветы Феодоровны. Иерусалим, 1925; Сб. избр. соч. Джорд., 1948; Нравственный облик Пушкина. Джорд., 1949; Архипастырские послания, слова и речи: Юбил. сб. к дню 50-летия архиерейского служения. Джорд., 1956; Письмо кн. Г. Н. Трубецкому // ВРСХД. 1987. № 151. С. 227-237.
Лит.: ЦВед. 1906. № 24; 26; 1914. № 21; Пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосв. митр. Анастасия. Мюнхен, 1948; Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Жизнь и деятельность высокопр. митр. Анастасия // Правосл. Русь. Джорд., 1965. № 10. С. 9-10; РПЦЗ. 2 т.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 211-213; Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М., 1994n; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995; Цыпин. История РЦ; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 56-60, 109-113, 137-142, 257-259.
Прот. Владислав (Цыпин)
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Нью-Йоркская и Алеутская епархия Русской Православной Церкви Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ Митрополиты Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007)
См.также:
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ)
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ
АНТОНИЙ (Блум; 1914-2003), митр. Сурожский
АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 1904-1983), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский
БОБРИНСКИЙ Борис Алексеевич (род. в 1925 г.), протопресв., богослов
БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских)